aumL3
buddizm_clip_image002
buddizm
budda
sep5

ОСНОВАН: Примерно 2500 лет назад в Индии.

ОСНОВАТЕЛЬ: Гаутама Сиддхартха, он же Шакья Муни или Будда («Просветленный»).

ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: «Трипитака» (санскр.), или «Типитака» (пали), — обширнейшее собрание самых различных по характеру и содержанию текстов, из которых особенно знаменита «Дхаммапада».

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Более 300 млн. чел.

ШКОЛЫ: Сегодня буддизм подразделяется на три основные ветви: тхеравада, или хинаяна (Шри-Ланка, Таиланд, Бирма, Камбоджа), махаяна (Китай, Япония, Вьетнам, Корея) и ваджраяна (Тибет, Монголия и Япония).

Синопсис

Целью жизни является нирвана. Учение Будды обобщается в Четырех Благородных Истинах (чатвари арья сатьяни):

  1. ИСТИНА О СТРАДАНИИ: Страдание, духкха, есть центральный факт жизни. Рождение — это страдание, старение — это страдание, болезнь — это страдание, смерть — это страдание. Общение с тем, чего мы не любим, — это страдание, разлучение с тем, что мы любим, — это страдание, неполучение того, чего мы желаем, —это страдание.
  2. ИСТИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ СТРАДАНИЯ: Причиной страданий является желание или стремление к чувственным удовольствиям, к существованию и опыту, к мирским благам и силе. Это стремление привязывает вас к колесу перерождения (сансаре).
  3. ИСТИНА О ПРЕКРАЩЕНИИ СТРАДАНИЯ: Страдание можно прекратить, если полностью отказаться от желаний.
  4. ИСТИНА О ПУТИ К ПРЕКРАЩЕНИЮ СТРАДАНИЯ: Для прекращения страдания необходим Благородный Восьмеричный Путь (арья аштанга марга): правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия и правильная медитация.

Цели Буддизма

Главной целью последователей буддизма является нирвана, определяемая как конец изменений. Нирвана буквально означает «угасание»; ее обретение подобно задуванию свечи. Традиция тхеравады описывает это неописуемое как «мир и покой». Традиции махаяны и ваджраяны понимают нирвану как «ни существование, ни несуществование», «пустоту и неизменную сущность Будды» и «предельную реальность». Нирвана — синоним освобождения от оков желания, эго, страдания и перерождений. Будда никогда не давал определения нирваны, за исключением слов «это — нерожденное, безначальное, не-сотворенное, несоставное», и она лежит за пределами чувственного опыта. Нирвана — состояние не уничтожения, но мира и реальности. Как и в джайнизме, в буддизме нет понятия Бога-Творца, а следовательно, и союза с Ним.

Пути достижения

Буддизм ведет своих последователей через последовательные стадии дхьяны, самапатти и самадхи. Дхьяна —это медитация, которая ведет к нравственному и интеллектуальному очищению и непривязанности и, наконец к чистому сознанию. Самапатти, или дальнейшие дхьяны, ведут через постепенное отключение физической, ментальной и эмоциональной активности к состоянию совершенного одиночества, где нет ни восприятия, ни невосприятия. Это, в свою очередь, приводит к самадхи, сверхъестественному сознанию, и, наконец, ко входу в неописуемую нирвану. Многие буддисты понимают конечную цель как блаженный рай, где можно наслаждаться вечностью вместе с бодхисаттвами. Махаяна придает меньшее значение монашеству, чем тхеравада, и отличается от последней также верой в то, что человек может полагаться в своем спасении на помощь других, реализованных существ. Ваджраяна, также называемая тантрическим буддизмом или мантраяной, придает большое значение тантрическим ритуалам и практикам йоги под руководством гуру. Признание сверхъестественного и вовлеченность в него выделяет ваджраяну из других буддийских школ.

Верования буддизма

Я верю, что Абсолют совершенно транецендентен и может быть описан как шунья, состояние пустоты или небытия.

  1. Я верю в Четыре Благородные Истины, гласящие о том, что: 1) страдание есть суть бытия, 2) желание есть причина страдания, 3) страдание можно прекратить, уничтожив желание, 4) чтобы прекратить желание, необходимо следовать Восьмеричному Пути.
  2. Я верю в Благородный Восьмеричный Путь, состоящий из правильного понимания, правильного стремления, правильной мысли, правильной речи, правильного действия, правильного образа жизни, правильных усилий и правильной медитации.
  3. Я верю, что цель жизни — это прекращение страдания путем уничтожения индивидуального существования и погружения в нирвану, Реальность
  4. Я верю в Срединный Путь — умеренную жизнь без впадания в крайности роскоши и аскетизма.
  5. Я верю в величие самоотверженной любви и сострадания ко всем живым тварям и в то, что такое сострадание есть заслуга, превосходящая подношения богам.
  6. Я верю в святость Будды и в священные писания буддизма, «Трипитаку» («Три Корзины Мудрости»).
  7. Я верю, что истинная природа человека есть божественность и вечность, а его индивидуальность, как и все формы, подвержена переменам и, следовательно, преходяща. При достижении освобождения она растворяется нирване.

ОМ ШАНТИ ШАНТИ ШАНТИ

aumL3