aumL3
induizm_clip_image002
vishnu
vishnu_468x67211
sep5

ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Веды, Бхагават-гита, Вишну-пурана, Падма-пурана,  Шримад-Бхагаватам

ШКОЛЫ:

Синопсис

Вайшнавизм или вишнуизм — одно из основных направлений в индуизме, отличительной особенностью которого является поклонение Вишну и его аватарам, в основном Кришне и Раме, как Верховному Богу.

Монотеистическая в своей философии, эта традиция также включает в себя элементы, которые могут быть описаны как пантеистические. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, в основном базируются на пуранических текстах, таких как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана», «Шримад-Бхагаватам» и ведических текстах, таких как канонические Упанишады, входящие в состав Вед.

Последователей вайшнавизма обычно называют «вайшнавы» или «вишнуиты». Согласно последним статистическим данным, вайшнавы составляют примерно 70 % от числа всех последователей индуизма. Подавляющее большинство вайшнавов проживают в Индии.

Вишнуизм (вайшнавизм) — конгломерат течений и сект. Некоторые возникли стихийно, некоторые были основаны в средневековье последователями «теологов» –философов и мистиков.

Верховное божество вишнуитов — Вишну, персонифицированный Абсолют, рождающий Брахму, создателя мира и душ, которые составляют тело Вишну. Все прочие боги — также в конечном счете эманации Вишну. Онтологические воззрения вишнуизма — от дуализма до ограниченного монизма, но душа во всех вишнуитских сектах считается отличной от Бога и сохраняющей свою индивидуальность.

В вишнуизме существует учение об аватарах, буквально «нисхождениях Вишну на землю для восстановления дхармы». Наиболее почитаемыми антропоморфными аватарами являются Рама, герой «Рамаяны», и Кришна, мифическое жизнеописание которого дается в «Вишну-пуране» и «Бхагавата-пуране» («Шримад-Бхагаватам») — памятнике южного бхакти IX-X вв. Предпоследняя аватара Вишну — это Будда, который, проповедуя еретическое учение, искушал отступить от дхармы, укрепляя таким образом преданных и соблазняя нестойких. Последняя аватара Вишну — Калки — это своего рода индуистский мессия, который должен явиться в конце нынешней кали-юги. Он также имеет прототип в буддизме — будду Майтрейю.

Спасение понимается в вишнуизме как освобождение от сансары и вечное сопребывание с небесной формой Вишну в раю Вайкунтхи. Путь ко спасению — бхакти — это страстная мистическая влюбленность в божество, образцом для которой является любовь пастушки Радхи к божественному пастуху Кришне. Хотя идеями, вернее, эмоциями бхакти окрашены все направления индуизма, особенно яркое выражение этот тип религиозности получил в культе Кришны и Радхи. Чувственность бхакти в кришнаизме превратилась в мистический эротизм.

Практика бхакти-йоги (в классической йоге бхакти — только элемент подготовительных ступеней) состоит в воспевании и повторении по четкам имен Вишну и его аватар, в отождествлении себя с персонажами вишнуитской мифологии, в поклонении изображениям богов и святых. В вишнуизме возросла роль храмов и «храмовых божеств», в которых, по представлениям вишнуитов (вайшнавов), пребывает сам Вишну. Идолов будят, умывают, украшают и кормят. Ритуалы вишнуизма в основном агамические. Особое развитие в кришнаитском культе получили киртаны и бхаджаны — восторженные песнопения, прославляющие различные имена бога и его мифические деяния и сопровождаемые плясками, часто носящими экстатический характер. Одна из основных вишнуитских мантр — «Ом намо Нараянайя».

Для вишнуитского бхакти в целом характерно непоследовательное отношение к кастовой системе. С одной стороны, многие его проповедники теоретически ее отвергали, а в некоторые общины принимали даже неиндуистов, правда все-таки жителей Индии. С другой стороны, как правило, кастовые различия снимаются только непосредственно в религиозной сфере, на время совершения богослужения.

Важнейшие вишнуитские писания: эпос (особенно «Бхагавадгита»), 6 вишнуитских пуран (особенно «Вишну-пурана» и «Бхагавата-пурана»), упапураны, самхиты панчаратриков, сутры, тантры

Гаудия-вайшнавизм, являющийся одной из ветвей вайшнавизма, начиная с 1960-х годов распространился по всему миру, в основном благодаря проповеди А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанного им Международного общества сознания Кришны…

Гаудия-вайшнавизм (также известен как чайтанья-вайшнавизм, бенгальский вайшнавизм или кришнаизм) — одно из течений в вайшнавской традиции индуизма.

Основоположником гаудия-вайшнавизма был великий индийский религиозный проповедник и реформатор Чайтанья Махапрабху (1486—1534), которого последователи гаудия-вайшнавской традиции считают особой объединённой аватарой Радхи и Кришны в одном лице, чей приход был предсказан в Ведах и Пуранах.

Философия гаудия-вайшнавизма в первую очередь базируется на «Бхагавад-гите» и «Бхагавата-пуране», а также на таких ведических писаниях, как Упанишады.

Гаудия-вайшнавизм относится к монотеистической традиции индуизма и рассматривает различные формы Бога как воплощения, или аватары, Кришны, который считается верховной и изначальной ипостасью Бога. Последователи гаудия-вайшнавизма известны как гаудия-вайшнавы, вайшнавы или кришнаиты…

Цели Вишнуизма

Главной целью последователей вишнуизма является видеха-мукти, освобождение — достижимое только после смерти, — когда малое «я» реализует союз с Богом Вишну в качестве Его частицы, сохраняя при этом свою чистую индивидуальную личность. Господь Вишну — всепро­никающее сознание — является душой вселенной, отличной от мира и от джив, «воплощенных душ», которые составляют Его тело. Его трансцен­дентное Существо —это небесная форма, пребывающая в Вайкунтхе, оби­тели всех вечных ценностей и совершенств, где душа присоединяется к Нему по достижении мукти, освобождения. Промежуточная цель —пере­живание милости Бога — может быть достигнута еще в воплощении пос­редством обретения прибежища в безграничной любви Вишну. Благодаря любви к Вишну, служению Ему и медитации на Нем и Его инкарнациях, наш духовный голод растет и мы ощущаем Его милость, затопляющую все наше существо.

ОМ ШАНТИ  ШАНТИ  ШАНТИ

aumL3