aumL3
dgaynizm_clip_image002_0000
1897
sep5

ОСНОВАН: Примерно 2500 лет назад в Индии.

ОСНОВАТЕЛЬ: Натапутта Вардхамана, он же Махавира («Великий Герой»).

ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Джайнские Агамы и Сиддханты.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 6 млн. чел., почти исключительно в центральной и южной Индии, особенно в Бомбее.

ШКОЛЫ: Последователи школы дигамбара («одетые небом») считают, что святой не должен иметь ничего, даже одежды, и поэтому носят только набедренную повязку. Они верят, что спасение при этой жизни для женщин невозможно. Школа шветамбара («одетые в белое») не соглашается с этими пунктами вероучения.

Синопсис

Джайнизм стремится к реализации высочайшего совершенства человека, ко­торый в своей изначальной чистоте свободен от всякого страдания и от оков рождения и смерти. Слово джайн происходит от санскритского джина, «победитель», и подразумевает победу над оковами, которые налагает на нас феноменальный мир. Джайнизм не считает необходимым признавать существование Бога или любых существ, более высоких, чем совершенный человек. Души не имеют начала и конца, и они вечно индивидуальны. Души делятся на три большие категории: еще не развитые, находящиеся в процессе раз­вития и освобожденные, свободные от перерождений. Джайнизму свойствен сильный монашеско-аскетический уклон, даже для домохозяев. Его верховным идеалом является ахимса, равная любовь и почтение ко всякой жизни. Джайнские Агамы учат почтению ко всем формам жизни, строгому соблюдению правил вегетарианства, аскетизма, ненасилия даже для самозащиты и неучастию в войнах. Джайнизм — это прежде всего религия любви и сострадания

Цели Джайнизма

Главная цель джайна — это стать Параматманом, совершенной душой. Такое состояние достигается, когда все слои кармы, которая понимается как субстанция, удалены и душа может подняться к сводам вселенной, из тьмы к свету, где, по ту сторону от богов и потоков трансмиграции, душа будет пребывать вечно в уединенном блаженстве мокши. Мокша в джайнизме определяется как освобождение, самоединство и интегрированность, чистое одиночество и бесконечный покой, свобода от действий и желаний, свобода от кармы и перерождений. Мокша достижима в этом мире во время смерти. Когда она достигается, человек осуществляет свое предназначение как человекобог. Для джайнов не существует Бога-Творца и, соответственно, соединения с Ним. Природа души есть чистое сознание, энергия, блаженство и всеведение.

Пути достижения

Душа проходит через различные стадии духовного развития, называемые гу-настханами. Суть этих стадий — в последовательном проявлении врожденных способностей, связанных со знанием и силой, в сочетании со снижением греховности и возрастанием чистоты. Души получают лучшие рождения в соответствии с количеством личной кармы, которую они смогли удалить за время предыдущей жизни. Между рождениями души пребывают в одном из семи адов, шестнадцати небес или четырнадцати небесных миров. Освобож­денные души обитают у вершины вселенной. Все джайны принимают пять обетов, но только монахи придерживаются целибата и бедности. Джайнизм придает огромное значение ахимсе, аскетизму, йоге и монашеству как средствам достижения высших целей религии. Храмовые пуджи выполняются в честь двадцати четырех тиртханкаров, или духовных наставников, в буквальном переводе — «нашедших брод», тех, кто помогает другим перебраться через океан сансары.

Верования джайнизма:

  1. Я верю в духовную линию 24 тиртханкаров («нашедших брод»), из которых мудрец-аскет Махавира был последним, и в то, что их следует почитать превыше всего остального.
  2. Я верю в святость всей жизни, в то, что надлежит прекратить причинять вред всем одушевленным существам, малым и большим, и в то, что даже непреднамеренное убийство создает карму.
  3. Я верю в то, что Бог не является ни Творцом, ни Отцом, ни Другом. Все это ограниченные человеческие понятия. О Нем можно сказать лишь одно: Он есть.
  4. Я верю в то, что душа каждого человека вечна и индивидуальна и что каждый должен победить сам себя своими собственными усилиями и под­чинить мирское небесному, чтобы достичь мокши, или освобождения.
  5. Я верю в то, что победы над собой можно достичь только аскетической дисциплиной и строгим религиозным послушанием и что неаскеты и жен­щины получат свое спасение не в этой, а в другой жизни.
  6. Я верю в закон, управляющий последовательностью событий в жизни, в закон кармы, согласно которому наши деяния, как хорошие, так и плохие, связывают нас и в то, что карма может быть преодолена только очищением, покаянием и аскетизмом.
  7. Я верю в джайнские Агамы и Сиддханты как в священные писания, которые руководят нравственной и духовной жизнью человека.
  8. Я верю в Три Драгоценности: правильное знание, правильную веру и пра­вильное поведение.
  9. Я верю в то, что конечной целью мокши является вечное освобождение из сансары, «колеса рождений и смертей», и сопутствующее достижение Высшего Знания.

ОМ ШАНТИ ШАНТИ ШАНТИ

aumL3