aumL3
induizm_clip_image002
indu
индуизм
sep5

ОСНОВАН: Индуизм, древнейшая религия мира, не имеет начала. Он существовал до начала письменной истории.

ОСНОВАТЕЛЬ:  Индуизм не имеет основателя-человека.

ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ:  Веды, Агамы и др.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Около 1 млрд. чел., в основном в Индии, Шри-Ланке, Бангладеш, Бутане, Непале, Малайзии, Индонезии, на островах Индийского Океана, а также в Африке, Европе и обеих Америках.

ШКОЛЫ: Существуют четыре основные деноминации: шиваизм (шайвизм), шактизм, вишнуизм (вайшнаизм) и смартизм.

Синопсис

Индуизм — религия широкая и глубокая. Он поклоняется одной Верховной Реальности (известной под разными именами) и утверждает, что все души в конце концов осознают Истину. Индуизм не признаёт вечного ада и проклятия. Он приемлет все подлинно духовные пути — от чистого монизма(«Существует только Бог») до теистического дуализма («Когда же я познаю Его милость?»). Каждая душа свободна искать свой собственный путь, будь то путь преданности, аскезы, медитации (йоги) или бескорыстного служения. Упор делается на храмовое богослужение, писания и традиционного гуру-и-ученика. Динамичными практиками являются праздники, паломничества, воспевание святых гимнов и домашнее богослужение. Для индуистского пути характерны любовь, ненасилие и праведная жизнь. Индуисты считают, что каждая душа реинкарнирует (перерождается) до тех пор, пока все кармы не растворяются и не достигается Богореализация. Величественные святые храмы, мирное благочестие индуистского дома, тонкая метафизика и наука йоги — всё это играет важную роль во всех индуистских сектах. Индуизм — религия мистическая, ведущая верующего к личному переживанию внутренней истины и, в конце концов, — к вершинам сознания, где человек и Бог суть одно.

Цели четырёх главных индуистских школ

ШИВАИЗМ: Главной целью последователей шиваизма является осознание своей тождественности с Шивой — в совершенном союзе и неразличимости. Это состояние называется нирвикальпа-самадхи, Самореализация, и может быть достигнуто в этой жизни. При этом обеспечивается мокша, вечное освобождение от циклов рождения и смерти. Промежуточной целью является савикальпа-самадхи, реализация Саччидананды, опыта един­ства с сверхсознанием, в котором познаются совершенная Истина, Знание и Блаженство. Каждой душе в конце концов уготована вишваграса, полное растворение в Боге Шиве.

ШАКТИЗМ: Главной целью последователей шактизма является мокша, определяемая как полное отождествление с Богом Шивой. Промежуточная цель для шактов — хорошо и бескорыстно работать, чтобы после смерти можно было попасть в небесные миры, а потом получить новое хорошее рождение на земле, так как рай — всего лишь переходное состояние. Для шактов Бог — одновременно бесформенный Абсолют (Шива) и проявленное Божественное (Шакти); Шакти поклоняются в образах Парвати, Дурги, Кали, Амман, Раджараджешвари и т. д. Особенное внимание уделяется женственному Проявлению Бога, посредством которого в конечном итоге достигается мужское Непроявленное.

ВИШНУИЗМ: Главной целью последователей вишнуизма является видеха-мукти,освобождение — достижимое только после смерти, — когда малое «я» реализует союз с Богом Вишну в качестве Его частицы, сохраняя при этом свою чистую индивидуальную личность. Господь Вишну — всепро­никающее сознание — является душой вселенной, отличной от мира и от джив, «воплощенных душ», которые составляют Его тело. Его трансцендентное Существо —это небесная форма, пребывающая в Вайкунтхе, обители всех вечных ценностей и совершенств, где душа присоединяется к Нему по достижении мукти,освобождения. Промежуточная цель — переживание милости Бога — может быть достигнута еще в воплощении посредством обретения прибежища в безграничной любви Вишну. Благодаря любви к Вишну, служению Ему и медитации на Нем и Его инкарнациях, наш духовный голод растет и мы ощущаем Его милость, затопляющую все наше существо.

СМАРТИЗМ:  Главной целью смартов является мокша, осознание себя как Брахмана, Абсолютной и единственной Реальности, и освобождение от сансары, циклов рождения и смерти. Для этого необходимо преодолеть состояние авидьи, или неведения, из-за которого мир кажется реальным. Все иллюзии исчезают для реализовавшего существа, дживанмукты,даже живущего в физическом теле. При смерти его внутренние и внешние тела гасятся. Остается только Брахман.

Пути достижения

ШИВАИЗМ: Путь шиваитов делится на четыре последовательные стадии веры и практики, которые называются чарья, крияйога и джняна. Душа эволюционирует благодаря карме и реинкарнации от инстинктивно-интеллектуальной сферы к добродетельной и нравственной жизни, затем к храмовому богослужению и преданности Богу, после чего следует внутреннее богослужение, или йога с ее медитативными дисциплинами. Союз с Богом Шивой приходит благодаря милости садгуру; душа достигает зрелости в состоянии джняны, или мудрости. В шиваизме ценится как преданность, так и йога, как бхактистские, так и созерцательные садханы.
ШАКТИЗМ:  Духовные практики шактизма подобны шиваитским, но шакты придают большее значение, чем Бытию, — Энергии Бога, мантрам и янтрам, а также стремятся охватывать кажущиеся противоположности: мужское — женское, абсолютное — относительное, удовольствие — боль, причина — следствие, ум-тело. Некоторые секты шактизма совершают тантрические ритуалы «левой руки», сознательно используя мир форм, чтобы трансмутировать и в конце концов трансцендировать этот мир. Подход «левой руки» несколько оккультен по природе; он считается путем немногих избранных. Путь«правой руки» по природе более консервативен.
ВИШНУИЗМ: Большинство вишнуитов считают, что религия —это выполнение бхактистских садхан и что человек может общаться и получать милость Бога Вишну, который проявляется через храмовое божество, или мурти. Путь карма-йоги и джняна-йогиведет к бхакти-йоге. К высочайшим практикам все вишнуиты относят воспевание святых имен аватаров, инкарнаций Вишну, таких, как Рама и Кришна. Полностью вверив себя Господу Вишну (состояние прапатти), можно достичь освобождения от сансары.
СМАРТИЗМ: Большинство смартов, или либеральных индуистов, считают, что мокшадостигается только посредством джняны и йоги (определяемой как путь интеллектуальный и медитативный, но не связанный с кундалини). Последовательными стадиями джняна-йоги являются изучение писаний (шравана), размышление (манана) и непрерывная медитация (дхьяна). Под руководством реализовавшего истину гуру и признав нереальность мира, посвященный медитирует на себе как Брахмане, чтобы прорваться сквозь иллюзию майи. Приверженцы смартизма могут также выбирать из трех других, параллельных путей и культивировать преданность, накапливать хорошую карму и очищать ум. Это бхакти-йогакарма-йога ираджа-йога, которые, как учат некоторые смарты, также могут принести просветление.

Верования индуизма

  1. Я верю в божественность Вед, самого древнего писания в мире, и почитаю Агамы как равно откровенные. Эти исконные гимны — слово Бога и основа Санатана Дхармы, вечной Религии, которая не имеет ни начала, ни конца.

  2. Я верю в одно всепроникающее Верховное Существо, которое одновременно имманентно и трансцендентно, одновременно является и Создателем, и непроявленной Реальностью.

  3. Я верю в то, что вселенная претерпевает бесконечные циклы сотворения, сохранения и растворения.

  4. Я верю в карму, закон причины и следствия, согласно которому каждый индивидуум создает собственную судьбу своими мыслями, словами и поступками.

  5. Я верю в то, что душа перевоплощается, развиваясь в ходе многих перерождений до тех пор, пока все кармы не растворятся и не будет достигнута мокша, духовное знание и освобождение от цикла перерождений.

  6. Я верю в то, что в невидимых мирах живут божественные существа, и в то, что храмовое поклонение, ритуалы, таинства, а также личная преданность создают союз с этими дэвами и Богом.

  7. Я верю в то, что духовно пробужденный учитель, или садгуру, необходим для того, чтобы познать Трансцендентный Абсолют, так же как необходимы личная дисциплина, праведное поведение, очищение, паломничества, стремление к самопознанию и медитация.

  8. Я верю в то, что всякая жизнь священна и должна быть любима и почитаема, и поэтому практикую ахимсу, непричинение вреда.

  9. Я верю в то, что никакая отдельно взятая религия не учит единственному пути к спасению или лучше, чем все остальные, но все истинно религиозные пути суть грани Чистой Любви и Света Бога, заслуживающие терпимости и понимания.

    ОМ ШАНТИ  ШАНТИ  ШАНТИ

aumL3