aumL3
induizm_clip_image002
smart
sep5

СМАРТИЗМ: (или смарта-сампрадая, традиция смарты) — одно из основных, наряду с вайшнавизмом, шиваизмом и шактизмом, течений индуизма. Смартизм является реформированной древней брахманской традицией. Ведущей философской системой смартизма является адвайта-веданта разработанная философом Шанкарой. Однако некоторые смартистские традиции являются сторонниками других философских школ. Вплоть до XX века смартизм являлся ведущей индуистской традицией на Западе.

Особенности

Наиболее уважаемыми из религиозных текстов в традиции смартизма являются смрити являющиеся частью священных писаний — Вед. Именно от смрити смартизм получил свое название. Шанкара примирил различные традиции последователей Вед. Очистив эти традиции от имевшихся в них парадоксов и противоречий. Он утверждал, что любому из различных индуистских богов можно поклоняться, согласно предписаниям, данным в смрити. Он доказал что поклонение различным божествам, не противоречат Ведам, так как все божества — различные проявления Брахмана. Его философия была принята многими, поскольку он преуспел в убеждении брахманов своего времени в том что его толкование наиболее близко к изначальному смыслу заложенному в Ведах. Брахман рассматривается Шанкарой как ниргуна (не персонализированный Абсолют) и как саргуна (личностная форма Брахмана, такого каким его видит для себя каждый конкретный человек). Таким образом, с точки зрения традиции смартизма, Абсолют может обладать атрибутами (саргуна) и являтся объектом поклонения в любой из своих форм, которую индивидуум вообразит себе в уме.

Адвайта-веданта

Адвайта является наиболее известной из всех школ веданты и основной философской школой смартизма. Адвайта в буквальном переводе означает «недвойственность». Её основоположником принято считать Шанкару (788—820), который продолжил философскую линию некоторых учителей Упанишад, в частности линию своего парама-гуру Гаудапады. Анализируя три стадии опыта, он установил единственную реальность Брахмана, в которой индивидуальная душа и Брахман едины и неотличимы. личностный аспект Бога, Ишвара, выступает как манифестация Брахмана для материального ума индивида, ещё находящегося под влиянием иллюзорной потенции, называемой авидья.

Различия с другими индуистскими традициями

Смартисты полагают, что человек свободен в выборе специфического аспект Бога для поклонения. В отличие от них, вайшнавы считают, что единственный достойный поклонения бог это Вишну (или Кришна), а иные формы недостойны поклонения как его подчиненные. Соответственно вишнуиты, например, полагают, что только через поклонение Вишну или Кришне человек может достичь мокши. Точно так же шиваиты разделяют подобные верования относительно Шивы. Многие шиваиты полагают, что Шакти поклоняются, для достижения Шивы, для других же Шакти безличный Абсолют. В шактизме акцент сделан на женское начало, через которое понимается непроявленный мужчина, Шива. Смартисты, как и многие шиваиты и вайшнавы, полагают, что Сурья один из аспектов Бога. Однако шиваиты и вайшнавы, например, отличаются от смартистов, в том что они расценивают Сурью как аспект Шивы и Вишну, соответственно. Например в богословии шиваиты солнце, является одной из восьми форм Шивы, Ашта-мурти. Также, Ганешу и Сканда, для большинства шиваитов, являются аспектами Шакти и Шивы, соответственно.

Практики cмартизма

Распорядок дня:
Смартисты считают практику дхармы более важной чем поклонение. Это — отличная особенность дхармических религий. Методы включают главным образом яджны. Распорядок дня включает выполнение таких практик как Снана (купание), Джапа, Пуджа, Асана, Агнихотра. Последние две названных яджны выполненяются только в некоторых домах в современной Индии.

Объекты поклонения:
Большинство смартистов поклоняется по крайней мере одному из следующих богов: Шива, Вишну, Деви (например, Лакшми, Сарасвати, Дурга, Кали), Ганешу, Сурья, и/или Сканда.

Шанкара может быть назван основателем современной практики смартизма. Он соответственно почитается в смартизме как гуру. Ачарья рекомендовал смартистам следовать практике Панчаятана-пуджы. Эта пуджа включает поклонение первым пяти выше упомянутым божествам. В этой форме вероисповедания даже семейное божество может почитатся как верховная личность бога. Остальные боги должны быть расположенны подле них и им также(по желанию последователя) может оказываться почтение

Есть различные своды правил для каждой стадии жизни человека. Стадиями жизни, предписанными в Ведах, являются брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса. Эти четыре стадии обычно продолжаются одна за другой, в зависимости от возраста, зрелости, умственного развития и квалификации. У каждой стадии есть свой собственный свод правил, которому обязаны следовать все находящиеся на данной стадии.

ОМ ШАНТИ ШАНТИ ШАНТИ

aumL3