aumL3
thumb_window
sufizm
sufizm
sep5

«О, день, взойди! Атомы танцуют
Благодаря Ему вся вселенная танцует
Души танцуют, переполненные экстазом
Я шепну тебе на ухо, куда ведет их танец.
Все атомы в воздухе и пустыне хорошо знают —
они кажутся безумцами
Каждый малейший атом, счастливый или несчастный,
становится возлюбленным солнца.
О нем ничто не может быть сказано.»

Джалаладдин Руми

 

sep5

Тасаввуф (تصوف) Суфизм — мистико-аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии.

Согласно общепринятой точке зрения, слово суфизм происходит от арабского «суф» (шерсть) . Издавна грубое шерстяное одеяние считалось обычным атрибутом аскетов-отшельников, «божьих людей», а также мистиков. Некоторые исследователи считали, что эти слова неарабского происхождения. В частности, западноевропейские ученые вплоть до начала XX века склонялись к мысли о том, что слово тасаввуф происходит от греческого слова «софия» (мудрость). Мусульманские исследователи и историки условно разделяют историю суфизма на три периода: период аскетизма (зухда) , период суфизма (тасаввуфа) и период суфийских братств (тарикатов) . В связи с широким распространением идей суфизма среди различных слоев мусульманского общества в XII—XIII веках развитие получила эзотерическая сторона суфийского учения, которая представляла интерес в первую очередь для образованных мусульман.

Гибкость суфизма и «открытость» посторонним влияниям сделали его крайне неоднородным . Суфизм вдохновлял своих последователей, раскрывал в них глубинные качества души и сыграл большую роль в развитии эстетики, этики, литературы и искусства .

Постижение божественного через музыку и танец:

Сема́ (араб. سماع — слышание) — разновидности зикра. Включает в себя пение, игру на музыкальных инструментах, танец, декламацию стихов и молитв, ношение имеющих символическое значение облачений и др. Особенно популярен как танец крутящихся дервишей.

Кружение происходит во всех живых и не живых существах, все вращается от атомов до галактик, сменяются времена года, циркулирует кровь в наших телах. Вращение это жизнь, сема — ритуал поддерживающий жизнь во вселенной и символизирующий 7 ступеней мистического восхождения к Истине. Растворение «Я « в целостности, принисение разума в жертву любви. В буддизме, это называется — Нирвана, в исламе — Фaна-фи-Аллах.

Возникновение ритуала «сама» предание приписывает вдохновителю суфийского ордена Мевлеви, поэту и мистику Руми. Согласно легенде, эта уникальная форма зикра возникла благодаря тому, что Руми однажды услышал на городском рынке ритмичные удары молотков золотобитов. В череде ударов, которые совершали подмастерья при обработке золота, ему послышался зикр «ля ила ха ильляля» («нет Бога, кроме Аллаха»), отчего он впал в экстаз, простёр обе руки и стал вращаться по кругу. Так появилась церемония «сама» и мевлевийский орден дервишей. Ритуал «сама» уходит корнями в персидскую и турецкую культуры и ассоциируется с восточными традициями.

Когда дервиш кружится, его длинная юбка раскрываются, как белая лилиия, но на самом деле она символизируют саван для эгоизма, а высокая войлочная шапка это его надгробие.
Исполняя сему — семазен прорастает сквозь пустыню собственного эго совершая восхождение к божественной любви, и возвращается из своего духовного путешествия человеком более зрелым и совершенным. Танцуя, дервиш вращается с права на лево вокруг своего сердца как бы обнимая с любовью и нежностью весь мир. Начиная вращаться, он держит руки крестом на груди, выражая покорность Богу, за тем руки раскрываются. Правая повернута ладонью к небу, готовая получить благословение, а левая повернута к земле.

Основная цель ритуала «сама» заключается в достижении экстатического транса под названием «ваджд». Внешне это состояние проявляется в различных непредсказуемых движениях, возбуждении, всевозможных танцах. Другое состояние, которого стремятся достигнуть участники ритуала «сама», называется «хамр», что означает «духовное опьянение». Конечная цель церемонии состоит в снятии завесы над тайнами мироздания и достижении духовного знания при помощи ваджда. Иногда опыт ваджда оказывает на человека столь сильное воздействие, что вызывает обморок, а в крайней форме — даже смерть.

Среди мусульман есть как сторонники, так и противники церемонии «сама», а также использования музыки вообще. Абу Хамид Аль-Газали был решительным сторонником использования музыки и полагал, что ваджд пробуждает пылкую любовь к Богу. Аль-Газали написал главу под названием «О музыке и танце как вспомогательных средствах для религиозной жизни», в которой он подчеркнул, насколько музыка и танец могут быть благотворными для мусульман, если они достигли чистоты души перед использованием этих средств. Противники считают музыку предосудительным новшеством бида, характерным для безбожия. Они уподобляют физические ощущения людей в состоянии «ваджд» состоянию алкогольного опьянения, а потому не одобряют его.

В 2005 году ЮНЕСКО объявила «Мевлевийский ритуал сама» шедевром устного и нематериального культурного наследия.

Онтология:

Мироздание состоит из 7 «областей существования». Речь идёт о многомерности пространства.
— Тончайшая пространственная мерность, которую суфии называют Зат, является Обителью Бога в аспекте Творца. Творец и всё многообразие Его Творения (в суфийской терминологии — Сифат) образуют Абсолют. Творец пронизывает всё Творение своей Любовью.— Многомерный организм человека, будучи сходен по своему строению с многомерным строением Абсолюта, может раскрыть в себе более тонкие «виды бытия». Это осуществляется через процесс самопознания и самосовершенствования. Конечная цель слияния мистика с Богом описывается в суфийской традиции как высшее состояние сознания Баки-би-Аллах (Вечность в Боге). В индуистской и буддистской традициях этому термину соответствуют — Кайвалья, Маханирвана, Мокша.

Формирование:

Основы суфизма были сформулированы пророком Мухаммедом и нашли отражение в хадисах. Мухаммад вёл аскетический образ жизни, довольствовался лишь самым малым и не преследовал сугубо земных интересов. Его не интересовали богатство и власть и он проводил большую часть своего времени в молитвах и постах и был образцом наилучших моральных качеств (усва хасана).

Суфийская интеллектуальная элита в полной мере усвоила идеи мутакаллимов и философов. К тому же появились доктрины, которые обосновывали мистическую практику и переживание как способ постижения тайн бытия.

Концепции суфизма получили отражение в многочисленных поэтических произведениях. Суфийская символика, образы и мотивы пронизывают как религиозную, так и светскую персоязычную поэзию.
Среди известных средневековых авторов можно отметить Дж. Руми, М. Санаи, М. Саади, Ф. Ираки, А. Х. Дехлеви, Х. Ширази, А. Джами, и др.

Важнейшим элементом было символико-аллегорическое толкование коранического текста (тавиль) и извлечение его «скрытого» смысла, который доступен лишь «посвящённым». Традиции тавиля дали начало теософским учениям о мироздании и мистическом откровении (кашф). Суфизм воспринял также элементы алхимии, физиогномики, науки о символике цифр и букв (джафр) и так далее.

Суфии пришли к утверждению, что конечным пунктом «пути к Богу» является не только его «лицезрение» (мушахада), но и «уничтожение», «растворение», а затем «пребывание» в Боге личности суфия (фана/бака). Эти утверждения вызывали резкую критику суннитских богословов, так как были истолкованы ими как признание субстанционального соединения (иттихад, хулул) Бога и человека.

Суфизму был присущ глубокий анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его поступков, а также внимание к личному переживанию и внутреннему осознанию религиозных истин. Так, один из основателей суфизма аль-Хасан аль-Басри создал «науку о сердцах и помыслах» (аль-кулуб валь-хаватир) и о человеческих намерениях (ният).

ОМ ШАНТИ ШАНТИ ШАНТИ

aumL3