aumL3
shivaizm_clip_image002
sh
in06
sep5

ОСНОВНЫЕ ПИСАНИЯ: Шайва-агамы, Веды

ШКОЛЫ: Шайва-сиддханта, пашупата-шиваизм, кашмирский шиваизм, вира-шиваизм, сиддха-сиддханта и шива-адвайта.

Синопсис

Шиваизм провозглашает: Бог Шива есть Любовь, Он одновременно имманентен и трансцендентен, Творец и творение. Этот мир является ареной нашей эволюции, ко­торая постепенно ведет к мокше — освобождению от рождений и смертей. Аум.

Шиваизм —это уникальная религия, в которой Бог и проявлен и непроявлен, и двойствен и недвойствен, внутри нас и вне нас. Эта религия не является строго пан­теистической, политеистической или монотеистической. Ее основополагающая теология известна как монистичес­кий теизм, панентеизм или адвайта-ишваравада. Мо­низм, в противоположность дуализму, представляет со­бой учение о реальности как о едином целом существо­вании без независимых частей. Теизм есть вера в Бога и богов, как имманентных, так и трансцендентных. Шива­изм монистичен в своей вере в одну реальность и в ад-вайтическое единство человека и реальности. Шиваизм теистичен в своей вере в богов и в Бога Шиву как любяще­го личностного Господа, имманентного миру. Шиваизм выражает единство Пати-пашу-паша (Бог-душа-мир), охватывает недвойственное и двойственное, с верностью несет как веданту, так и сиддханту, чистую Санатама Дхарму Вед и Шайва-агам. «Тирумантирам» утверждает: «Шуддха-шайвы (чистые шиваиты) медитируют на следу­ющее на своем религиозном пути: на свою Самость, Абсо­лютную Реальность и Изначальную Душу; на триедин­ство: Бог, душа и оковы майи; на чистое освобождение и на все, что сковывает душу». Аум Намах Шивайя.

Цели Шиваизма

Главной целью последователя шиваизма является осознание своей тождественности с Шивой — в совершенном союзе и неразличи­мости. Это состояние называется нирвикальпа-самадхи, Самореализация, и может быть достигнуто в этой жизни. При этом обеспечивается мокша, вечное освобождение от циклов рождения и смерти. Промежуточной це­лью является савикальпа-самадхи, реализация Саччидананды, опыта един­ства с сверхсознанием, в котором познаются совершенная Истина, Знание и Блаженство. Каждой душе в конце концов уготована вишваграса, полное растворение в Боге Шиве.

Пути достижения

Путь просветления естественным образом делится на четыре стадии: чаръя — добродетель и самоотверженное служение; крия — садхана; йога — медитация под руко­водством гуру и джняна — состояние мудрости реализо­ванной души. Аум.

Чаръя, крия, йога и джняна являются последовательностью эволюционного процесса души, подобного естес­твенному развитию бабочки из яйца в гусеницу, из гу­сеницы в куколку и затем конечному превращению в бабочку. Это четыре пады, или стадии, через которые каждая человеческая душа должна пройти в течение многих пере­рождений для достижения конечной цели. Перед дости­жением этих духовных стадий душа растворена в низкой природе анава-марги, или эгоцентрического пути, огра­ниченного страхом и похотью, болезненной злобой, рев­ностью, спутанностью сознания, эгоизмом, темнотой и гневом. Затем душа просыпается, достигая состояния чарьи, самоотверженного религиозного служения, или карма-йоги. Получив развитие в чаръе, душа входит в сос­тояние крии — поклонения, или бхакти-йоги, и, наконец, расцветает, достигая состояния кундалини-йоги. Джняна — это состояние просветленной мудрости, достигнутой в конце пути в результате Самореализации. Четыре пады не являются альтернативными путями, но прогрессивными составляющими фазами одного пути — сан-марги. «Тирумантирам» говорит: «Великолепное поклонение джняны — это жизнь жизни. Видение света жизни явля­ется великим поклонением йоги. Дарование жизни путем призыва к Богу есть внешнее почитание. Выражение обо­жания есть чаръя». Аум Нам ах Шивайя

Шесть школ Шиваизма
(садгуру Шивая Субрамуния Свами
)

В поисках мира, просветления и освобождения невозможно найти более терпимого, более мистического, более распространенного или более древнего пути, чем шиваитский индуизм. За свою долгую историю шиваизм породил массу духовных линий и традиций, каждая из которых обладает уникальными философско-культурно-лингвистическими характером, и до 1100 года доминировал во всей Индии, от Гималаев до Шри-Ланки, от Бенгальского залива до Аравийского моря. В этом разделе мы представим в основных чертах шесть главных традиций, которые выделяются в контексте современного шиваизма. Это шайва-сиддханта, пашупата-шиваизм, кашмирский шиваизм, вира-шиваизм, сиддха-сиддханта и шива-адвайта.

Следует иметь в виду, что это формальное и несколько интеллектуальное подразделение, как бы полезно оно ни было, никоим образом не может являться ни исчерпывающим описанием шиваизма, ни даже единственным возможным списком его традиций. Реальный шиваизм гораздо богаче и разнообразнее, чем предполагает эта схема. Есть, например, разновидности шиваизма, которые практикуют тринадцать миллионов человек в Непале, три миллиона в Индонезии или пятьдесят пять миллионов индуизированных яванцев, которые поклоняются Шиве под именем Батара. Подумайте также о миллионах смартов и других универсалистов, которые приняли Ганешу, Муругана или Шиву в качестве своего избранного Божества, или о многих поклонниках Аяппана, которые совершают богослужения в южноиндийских святилищах Господа Муругана. При этом нельзя упускать из виду тот факт, что лишь горстка людей из миллионов кашмирских последователей Шивы формально связывают себя со школой, которая называется: «кашмирский шиваизм». Подобным образом, и в южноиндийском штате Тамилнад, Шиве поклоняются более пятидесяти миллионов человек, только хорошо информированное меньшинство называет себя шайва-сиддхантинами. Наше обсуждение этих шести школ и их традиций основывается на исторической информации. В исторических записях имеются существенные пробелы, но в каждый момент, когда прошлое приподнимает перед нами завесу, мы видим, что поклонение Шиве присутствует. В долине Инда 8000 лет назад делали печати, на которых Шива изображался как Господь Пашупати, сидящий в йогической позе. В «Рамаяне», которую датируют астрономическими методами 2000-ми гг. до н. э., Господь Рама поклоняется Шиве , как и его противник Равана. В «Махабхарате», датируемой примерно 1300-ми гг. до н. э., мы снова встречаем поклонение Шиве. Будда родился в г. до н. э. в шиваитской семье, и исторические записи того времени говорят о шиваитских аскетах, которые блуждали по холмам и выглядели во многом так же, как и сегодня.

Основу всех школ шиваизма составляют Шайва-агамы. Философия этих Агам — теистическая, т.е. в них Шива предстает Всевышним Богом, имманентным и трансцендентным одновременно, принимающим поклонение как личностный Господь и достижимый посредством йоги. Эта теистическая концепция проходит красной нитью через все школы.

С философской точки зрения агамическая традиция включает следую­щие основные доктрины: 1) пять энергий, или милостей, Шивы: творение, сохранение, разрушение, сокрытие и откровение; 2) три категории: Пати, пашу и паша — Бог, души и узы; 3) три вида уз: анава, карма и майя; 4) тройственная энергия Шивы — иччха-, крия- и джняна-шакти; 5) тридцать шесть таттв, или категорий бытия, от пяти элементов материи до Бога; 6) необходимость садгуру и инициации; 7) сила мантры; 8) четыре поды: чарья, крия, йога и джняна.

Изучая отдельные школы и линии внутри шиваизма, имейте в виду, что все они придерживаются этих учений. Наше обсуждение будет, что вполне естественно, сосредоточено на различиях между школами, но различия не должны заслонять внушительного сходства, существующего как в вере, так и в практике.

В Шайва-агамах содержатся и монизм, и дуализм, и промежуточные философии. Поэтому различные школы могут стоять на разной философской платформе и при этом все — опираться на Агамы. Традиция кашмирского шиваизма утверждает, что Шива открыл различные философии людям различного склада ума, чтобы каждый мог продвигаться по духовному пути к признанию внутреннего единства человека и Бога.

При этом мало кто из последователей Шивы в наше время или в прош­лом был непосредственно знаком с Агамами. Чтение и писание было преро­гативой специально подготовленных книжников, и даже сегодня Агамы сохраняются в основном на тех же листьях олам, на которых они передавались из поколения в поколение.

Агамическая философия и практики передаются обычному человеку по другим каналам, одним из которых являются Шайва-пураны. Эти собрания устных преданий о жизни богов пропитаны агамической философией. Например, «Шива-пурана» провозглашает: «Шива есть великий Атман, ибо Он есть Атман всего, Он вечно наделен великими качествами. Преданный должен осознать, что Шива тождествен ему самому: «Я — только Шива»».

Второй канал передачи агамической философии — это шиваитский храм, так как устройство храмов и выполнение храмовых ритуалов устанавливаются именно в Агамах; собственно, это одна из важнейших тем Агам. Священники пользуются специальными руководствами (паддхати), в которых обобщаются все инструкции по богослужению, содержащиеся в Шайва-агамах. Третий канал — это песни и бхаджаны шиваитских святых, которые» при всей своей простоте, несут мощное философское содержание. Четвертый канал — это непрерывные устные поучения от гуру, свами, пандитов, шастри, священников и старейшин.

Итак, шиваизм не является единой иерархической системой. Скорее, это совокупность тысячи традиций, больших и малых. Некоторые из них — традиции ортодоксальные и благочестивые, другие — иконоборческие, третьи — например, капалики и агхори — жестко аскетические, эксцентрические и оргиастические. Для некоторых Шива есть мощный, грозный, ужасающий разрушитель, но для большинства Он — воплощенная любовь, сострадательный и нежный Бог. И для почти всех из миллионов преданных Шивы шиваизм — это не философская школа, а сама жизнь. Они просто любят Шиву и следуют почитаемым традициям своей семьи и общины. Эти люди посещают храмы и отмечают переломные моменты жизни святыми таинствами. Они совершают паломничества, творят ежедневные молитвы, практикуют медитации и йогические дисциплины. Они поют священные гимны, слушают рассказы из Пуран и повторяют стихи из писаний.

Сегодня все шесть школ шиваизма, в той или иной форме, продол­жают существовать. Их лидеры и гуру перевоплотились, подбирают нити да­лекого прошлого и протягивают их в двадцать первый век. Ищущие, кото­рые поклоняются Шиве, тщательно выбирают одну из школ. Гуру -— посвя­щенные, непосвященные или самоназначенные духовными силами, что внутри них самих, — провозглашают Бога Шиву Всевышним Богом и примыкают к той или иной шиваитской линии. Неиндуисты, привлеченные глубокой философией шиваизма, служат добровольными миссионерами. Многие полностью обратились к шиваизму как к религии их души. В эту современную эпоху, в конце двадцатого века, шиваизм приобрел новую силу и мощь. Школы шиваизма сообщаются между собой в любви, доброте, сострадании и понимании, делятся друг с другом своей силой и укрепляют слабые места друг друга.

Наш высочайший Бог Шива знал, что Его создания не одинаковы. В различном настроении и в разное время Он создал различные типы душ. Поэтому в Своей высшей мудрости Он создал эти шесть подходов к Его милости на одной общей ведическо-агамической основе — один для йогических аскетов, один для героических нонконформистов, один для мистиков кундалини, один для проницательных философов, один для бессмертных отшельников и один для преданных недуалистов. Никто не был забыт. Воистину, сегодня Господь Шива призывает лидеров из рядов приверженцев этих шести философских течений проповедовать Его послание в священном красноречии.

ОМ ШАНТИ  ШАНТИ  ШАНТИ

aumL3